СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ СРЕДИ СЕРЫХ БУДНЕЙ

11 ноября отмечается Всемирный день шопинга. Кстати, второе название этой даты - День холостяка. Немного истории этого дня и не только.


По сути, распродажи существуют столько же, сколько существует сама торговля. Купцам всегда было выгодно избавляться от залежалого товара, снижая цену. По одной из легенд, первые организованные распродажи придумали на Руси. Однажды к одному московскому купцу на улице подошел торговец изюмом и предложил ему по дешевке скупить остатки товара. Купцу понравилась идея и вскоре он повесил у себя над лавкой вывеску «Продажа остатков по самым дешевым ценам». В итоге к купцу пришел успех, его открытие подхватила вся Москва, а для распродаж была специально выделена одна неделя в году. По одной из версий, именно после этого в русском языке появилось выражение «остатки сладки».



Как бы то ни было, но родоначальником распродаж в истории остался не неизвестный русский купец, а американский продавец и предприниматель Фрэнк Вулворт, живший на рубеже XIX и XX веков. Будучи молодым человеком, Фрэнк подрабатывал продавцом в магазине в одном из городков штата Пенсильвания. Фрэнк был застенчивым парнем, что практически ставило крест на его карьере продавца. Дело в том, что в те времена цена товаров в магазинах не указывалась. Ценников просто не существовало. Продавец должен был оценивать платежеспособность клиента “на глаз” и исходя из этого, называть цену. От прозорливости продавца во многом зависел успех всего бизнеса. Поэтому владелец магазина был недоволен застенчивым поведением своего молчаливого работника и однажды поставил перед ним условие — Фрэнк должен был торговать один день самостоятельно, а если выручка будет меньше обычной дневной, хозяин его уволит. В этот день были изобретены ценник и распродажи. Фрэнк прикрепил ко всем товарам бумажку с минимально возможной ценой, весь залежавшийся товар выложил на стол с табличкой «Все по пять центов», а покупатели получили возможность самостоятельно брать и рассматривать товар. Его расчет был верен — в этот день выручка магазина перевалила далеко за дневную и только немного не дотянула до недельной. После произошедшего хозяин магазина больше не приставал к пареньку. А сам Фрэнк, воодушевившись собственной идеей, вскоре уволился и открыл собственный магазин.




Распродажа 11 ноября существует уже более 10 лет. Сегодня она стала одной из самых популярных в мире, наряду с западной "Чёрной пятницей". На большинстве торговых онлайн-площадках проходит ставшая очень популярной "Распродажа 11.11". Более того, повсеместно скидки появляются и в обычных магазинах.

Корни этого действа уходят в 1993 год, в День холостяка. В кампусе китайского университета города Нанкин, когда студенты решили создать свой праздник для всех холостяков — эдакий День святого Валентина наоборот. На выбор даты повлияло особое отношение китайцев к цифрам. Так, цифра 1 связана с выражением «голые ветви», обозначающим одиноких мужчин и женщин. Поэтому 11.11 стал идеальным днём для такого праздника. Постепенно традицию подхватили и в других университетах. Тогда местные предприниматели заметили, что в этот день одинокие люди активно ходят по магазинам с целью что-то купить, чтобы поднять себе настроение. Так и начали появляться первые распродажи, чтобы привлечь больше покупателей. Постепенно праздник начали называть Всемирным днём шопинга.


В 2009 году основатель Alibaba Group Джек Ма провёл первую распродажу на своей онлайн-площадке Taobao Mall (ныне Tmall). Через год распродажа повторилась и с тех пор продажи постоянно росли, устанавливая новые рекорды. К 2014-му китайцы тратили на распродаже уже миллиарды долларов. Следующий год стал переломным, поскольку Alibaba приняла решение делать праздник для всего мира, а не только для одного Китая. Тогда предлагать скидки начали и западные бренды.


Считается, что это праздник рациональных людей, которые умеют считать деньги. К нему приурочивают глобальные распродажи, в которых сегодня принимают участие практически все магазины и торговые точки мира.

С появлением интернет-магазинов, акции, специальные предложения и распродажи вышли в онлайн. Онлайн-торговля растет каждый год. Популярность интернет-шопинга понятна — он экономит время и дает возможность хорошо изучить характеристики товаров. Считается, что в Интернете можно покупать по более выгодным ценам, а также проще найти новые и редкие товары.